
Студенты-участники рабочей группы Центра искусственного интеллекта Сочинского института РУДН представили собственные разработки руководителю направления ИТ-центра Сбера
28.03.2025
10-летний юбилей первого выпуска магистерской программы «Теория и история права и государства, сравнительно-правовые исследования» отметили на заседание Ученого совета Сочинского института РУДН
31.03.2025«Раньше у меня было четверо детей, а сейчас стало больше 550»: ко Дню историка студенты направления «Журналистика» подготовили интервью с и.о. декана историко-филологического факультета Владимиром Бобылевым
Интервью и.о. декана историко-филологического факультета, заведующего кафедрой истории и социально-гуманитарных дисциплин Сочинского института РУДН, кандидата политических наук, руководителя Сочинского отделения Российского общества политологов, автора более 50 научных работ по истории и политологии Владимира Владимировича Бобылева подготовили студенты 1 курса направления «Журналистика» Дарья Шевчук, Таисия Падалкина, Дарья Харитон, Ангелина Узунян, Анастасия Таркан. Публикация приурочена к празднованию Дня историка, который отмечается во всем мире 28 марта.
Образование, вдохновение и немного рока: интервью с Владимиром Бобылевым
Какие качества помогают студентам добиться успеха? Как атмосфера города влияет на становление личности? Почему историк может увлекаться энологией и рок-музыкой? Об этом и многом другом мы поговорили с Владимиром Владимировичем Бобылевым – и.о. декана историко-филологического факультета, заведующим кафедрой истории и социально-гуманитарных дисциплин Сочинского института РУДН, кандидатом политических наук, руководителем Сочинского отделения Российского общества политологов, автором более 50 научных работ по истории и политологии, в том числе, нескольких монографий и учебно-методических пособий.
Владимир Бобылев — не просто преподаватель, но и человек с интересной судьбой, богатым жизненным опытом и разносторонними увлечениями. В преддверии Всемирного Дня историка он рассказал нам о студенческих годах в Ленинграде, своих хобби и книгах, которые, по его мнению, должен прочитать каждый. «Мне просто повезло»: Владимир Бобылев о студенчестве, книгах и жизни.
Смотря на Вашу биографию, кажется, будто бы Вы как-то изобрели машину для клонирования людей или же получили «Маховик времени», как Гермиона Грейнджер в серии фильмов и книг «Гарри Поттер». Скажите, как Вы совмещаете работу декана факультета, заведующего кафедрой, руководителя общества политологов, научно-исследовательскую деятельность и участие в различных проектах?
С трудом.
Используете ли вы в своей работе методы тайм-менеджмента? Если да, то какие?
Да. Конечно, стараюсь использовать какие-то элементы, наверное. Не могу сказать, что я постиг их все. У меня есть какие-то старые, еще со времен студенчества. Например, матрица Эйзенхауэра, самый известный, наверное, метод. Обычно какие-то дела накидываю с вечера, чтобы не забыть. И самое неприятное дело стараюсь сделать с утра.
Вы опубликовали десятки научных работ, какая из тем была, на ваш взгляд, самой интересной?
Во времена, когда я пытался нащупать свое направление в науке. Я был смелым и ничего не боялся, писал что хотел. Это мои самые первые работы, касающиеся политической персоналистики. Если конкретизировать, то это были работы о ценностных установках террористов на примере ирландских формирований и работы о проблемах эвгемеризации лидера. Среди моих исследований это самые яркие темы. В дальнейшем, конечно же, это тематика противодействия фальсификации истории и ее популяризации.
Какой самый ценный урок вы извлекли из своего опыта работы в академической среде?
Наверное, все-таки взвешенность, потому что, когда тебя какая-то тема увлекает, ты буквально бросаешься в науку. Тебе интересно. Думаешь: «Что-нибудь как открою, напишу!». А академические столпы говорят: «Подожди, вот тут надо аккуратно, не торопись». Потому что есть знания, которые академик Владимир Владимирович Дегоев назвал «деликатными историческими материями», это те знания, которые мы получаем в процессе исторического исследования, но они не всегда воспринимаются обывателями. Мы, историки, знаем много такого, что рассказывать можно не в каждой аудитории, это тем более знают те, кому приходится работать с молодежью. Мои выпускники приходят в школу и понимают, что те вещи, которые мы рассказываем студентам, нельзя рассказать на уроке шестиклассникам – просто в силу возраста. Но, тем не менее, они же не искажают историю, а думают о том, как правильно подать факты. Все зависит от аудитории, поэтому взвешенность важнее всего.
Вернадский писал о том, что война является двигателем прогресса. А Циолковский написал, что сам факт насилия является двигателем прогресса. Вы как человек, занимающий руководящую должность, солидарны ли с мнением этих людей?
Сошлюсь на произведение Юлиана Семенова «Семнадцать мгновений весны». Вы, может быть, его не читали и даже, скорее всего, не смотрели фильм, хотя надо бы посмотреть. Так вот, там есть такая сцена, где происходит диалог в вагоне поезда между нашим разведчиком Штирлицем и немецким генералом. И когда они обсуждают эту военную тему, генерал говорит, что война так или иначе необходима, потому что государству нужны границы, нужно движение. И с ним можно согласиться, потому что состояние войны, в принципе, это состояние, естественное для человечества. То есть не было в истории человечества периода, где войны не было. Поэтому война – действительно естественный процесс развития человечества, увы. Если с этической точки зрения подходить, как рассуждал Вернадский или Циолковский, это безусловное зло, но, видимо, оно необходимо. Конечно, мне бы тоже хотелось, чтобы были зеленая травка, пони паслись, розовые цветочки кушали. Но так не бывает. Жизнь, к сожалению, более сурова.
Вы являетесь наставником некоторых команд в Проектно-грантовой школе Сочинского института РУДН и не только. Как Вы оцениваете роль наставничества в подготовке молодых исследователей?
Я считаю, что фигура наставника обязательна, невозможно пройти этот путь самостоятельно, должен быть учитель. И у меня такие есть, конечно же. Это мои руководители, которые когда-то взяли меня под свое крыло и учили, и я к ним прислушиваюсь до сих пор. Есть вещи, которые в юности в силу возраста не всегда замечаешь, некоторые подводные камешки. Без наставника никуда!
Какие советы вы могли бы дать молодым специалистам в области истории и политологии?
Такой же совет, какой я дал бы и журналистам: читать. Именно читать, ведь без чтения никак. Если ты не владеешь словом, то это совсем плохо. Это важно для любой профессии.
Какие 3 книги должен прочитать каждый?
Первая книга – это «17 мгновений весны» Юлиана Семенова, для второй я бы, наверное, взял рассказы Виктора Викторовича Конецкого, именно рассказы, потому что романы достаточно объемные, а рассказы сочетают колорит и краткость. Вот с третьей сложно. Есть категория книг, я их называю «детскими книгами с недетскими смыслами», но думаю, что они обязательны в процессе формирования и каждый человек должен их прочитать. Я выделю творчество Виталия Георгиевича Губарева и книгу, которая называется «Площадь картонных часов» (Леонид Яхнин). Я читал ее всем своим детям и вам тоже советую, кто не читал еще – прочесть.
Что Вы можете порекомендовать начинающим ученым?
Все-таки уметь прислушиваться. Я знаю, что в молодости всем присущ максимализм. Молодежь думает: «Да что вы там знаете? Вот мы-то!», но как раз поэтому и важно прислушиваться, потому что жизненный опыт ничем не заменишь. А то, что вы пытаетесь что-то уже сделать сами – это прекрасно! Я нахожу в творчестве молодых и для себя такой рациональный момент в том, что некоторые вещи молодые люди преподносят с совершенно новой стороны. Поверьте, знания просто бесконечны, их хватит и вам, и следующим поколениям, и процесс познания тоже бесконечен. Дерзайте, ищите!
Как вы оцениваете свою студенческую жизнь и какие моменты вы считаете наиболее значимыми в ней?
Моя студенческая жизнь прошла в городе Ленинграде. Поэтому на меня повлияла сама атмосфера этого города. В нем есть уникальность истории создания города как новой столицы России. Немаловажен и пример несгибаемой силы духа ленинградцев во время блокады. Я видел блокадников лично и общался с ними. Это выдающиеся люди. Ну и, конечно, Ленинград — это культура, это знаменитый рок-клуб, андеграунд. Я считаю, что у меня была замечательная студенческая жизнь. Это я могу выделить, как самое интересное.
Как вы проводите время с семьей? Есть ли у вас семейные традиции?
Мы путешествуем. Это удается, правда не часто, но раз в год стараемся куда-нибудь выбираться, в прошлом году всей семьей ездили на Байкал, например. Наверное, это самое интересное. Часто устаиваем семейные посиделки, все вместе кино можем посмотреть, поболтать, обсудить книжку.
Мы знаем, что вы играете на гитаре. Чем вы еще увлекаетесь?
Знаете, есть такой фильм, хороший, исторический. Называется «Свадьба в Малиновке». Смотрели? Нет? Запишите, посмотрите. Я проверю. И там был такой персонаж — Попандопуло из Одессы, колоритный такой. Когда его спросили, «кто ты по профессии», он ответил: «до революции я имел множество профессий, за что состоял на особом учете в Одесском уголовном розыске». Это шутка была, конечно. Но хобби у меня, конечно, было раньше много, сейчас осталось меньше. Раньше это был яхтинг и мотоциклы, сейчас остался бильярд. И на гитаре играю иногда... Ну и еще одно мое увлечение — энология, наука о вине. В любом случае, на первом месте у меня семья.
В завершение беседы на вопрос о самых значимых изменениях в его жизни после вступления в должность декана факультета Владимир Владимирович с улыбкой ответил: «Раньше у меня было четверо детей, а сейчас стало больше 550».
Вот такой получился разговор: о профессии, науке, студенчестве, профессиональном пути, книгах и увлечениях. Владимир Бобылев – человек, который ценит историю, вдохновение и знания. А еще умеет радоваться жизни.
