
На заседании Ученого совета Сочинского института РУДН подвели итоги научной деятельности института в 2024 году
14.02.2025
«Применение ИИ в образовательной деятельности на примере его использования в экономике и банковской сфере» – тема открытой лекции эксперта Альфа-Банка в Сочинском институте РУДН
18.02.2025Акцию «Репортеры фронта», посвященную 80-летию Победы в Великой Отечественной войне, реализует Сочинское отделение союза журналистов Российской Федерации. Целью акции является сбор, систематизация и публикация информации о военных журналистах, живших в Сочи в разное время.
По приглашению руководства Сочинского отделения союза журналистов в акции принимают участие студенты 2 курса направления «Журналистика». Студенты собирают документальный материал – архивные данные, воспоминания родных и коллег, тексты самих фронтовых репортерах о войне, фотографии – и пишут очерки, воскрешая в памяти молодого поколения память о героях Великой Отечественной войны.
«Сергей Борзенко на передовой слова» – очерк, который написали студенты 2 курса Анастасия Масленникова и Андрей Азорский для проекта «Репортеры фронта» о Герое Советского Союза, репортере армейской газеты «Знамя родины» Сергее Борзенко.
«Ребята провели настоящую журналистскую расследовательскую работу о Сергее Борзенко и написали очень хороший очерк о нем. Я тронут таким профессиональным подходом будущих журналистов к созданию серьёзного журналистского материала и бережным отношением к исторической памяти. Отрадно, что в Сочинском институте РУДН формируется молодое поколение журналистов такого высокого уровня», – отметил председатель Сочинского отделения союза журналистов Российской Федерации Игорь Сизов.
Ниже представляем очерк «Сергей Борзенко на передовой слова».
Сергей Борзенко на передовой слова
Сергей Борзенко, зашёл в редакцию «Правды», в которой проработал 28 лет. Зашёл исхудавший, истонченный болезнью, но сильный духом, гладко выбритый, в новеньком офицерском костюме. Сергей встретил своего давнего друга, коллегу, товарища, Николая Денисова. Вместе с ним они бороздили просторы космоса на бумаге, встречались на страницах своих книг с «героями советской родины». А в этот день товарищи просто беседовали. Делились планами. Шутили. На прощанье Сергей улыбнулся. Улыбнулся доброй улыбкой, хранившей память о старых добрых временах.
Перед тем как покинуть здание Сергей Борзенко заглянул к себе в кабинет. Окинул его взглядом. Оставил ключ на письменном столе.
Через три недели, 19 февраля 1972 года, Сергей Александрович Борзенко, герой Советского союза, скончался. Уже после похорон на Новодевичьем кладбище, коллеги нашли на его столе ключ от кабинета. Ключ, который навсегда потерял своего хозяина. Ключ, который никогда больше не откроет ему дверь...
22 июня 1941 года... Внимание... Говорит Москва... Началась Великая Отечественная война против немецко-фашистских захватчиков...
Начало войны. Тот самый момент, когда мир замирает. Когда жизнь останавливается на пороге неизвестности. Когда люди не в силах осознать, что привычные мелочи больше не имеют значения...
В этот момент журналист уже многих изданий, корреспондент, Сергей Борзенко вошёл в редакцию «Социалистической Харьковщины». Он сдал свой очерк о Днепрогэсе, который уже не имел никакого значения... Сдал и, ни секунды не медля, отправился в военкомат. Стоял в очереди и думал. Думал, как и многие. Думал, что не вернётся.
Сергей Борзенко старался закончить одним днём все дела ещё той, ушедшей в одно мгновение, мирной жизни. Все рукописи он отдал на хранение знакомым и отправился на Северо-Кавказский фронт.
И вскоре, второго июля, Сергей отмечал своё тридцатидвухлетие в рядах армейской газеты «Знамя Родины». Сергей Борзенко не хотел сидеть в тылу и разговаривать с раненными в госпитале. Он рвался на передовую. Хотел быть там. И был там. Рядом с бойцами. Шёл с ними в атаку. Главный принцип Сергея, который был и оставался с ним на протяжении всей жизни - «писать о том, что видел сам». Потому он и обрёл славу бесстрашного корреспондента.
Сергей, будучи по образованию инженером, любил точность. Имея академический склад ума, любил погрузиться в дело с головой. Хотел стать мастером своего дела. Он понимал, что не зная ничего о войне, его ждёт гибель в первых же боях. Потому он учился у солдат. У сапёров учился отличать на земле коварные мины-ловушки. У лётчиков учился тактике воздушного боя. У пехотинцев учился стрельбе и метанию гранат. У кавалеристов позаимствовал их «аллюром три креста». Взял себе за правило ставить на конвертах с корреспонденцией три креста. Тогда редакция «Знамя Родины» знала, что это свежий материал и его срочно нужно набирать.
Три креста он ставил и при описании боёв за тогда «малый портовый город Туапсе». Город с тяжёлой судьбой, которому пришлось стать перевалочным пунктом для раненных и эвакуированных мирных жителей Одессы, Ялты, Севастополя и других... «Тот, кто попадал на Туапсинское направление, становился героем. Надо было или победить, или умереть с честью» – писал о том времени Сергей Борзенко.
Раненых переправляли по морю в город Сочи. Порт Туапсе становился военно-морской базой.
В августе 1942 года Сергей Борзенко отправился в тыл врага в районе станицы Хадыженской. Бок о бок с бойцами он ходил в разведку, сражался с фашистами. После доставил донесение из вражеского тыла. За этот подвиг его наградили орденом Красной Звезды.
Последующие месяцы корреспондент провёл в районе Мысхако, под Новороссийском. Вместе с бойцами штурмовал город. Шёл в бой на Таманском полуострове и всё это потом появлялось на страницах. Всё, что он пережил. Всё, что он видел. Все люди, с которыми он шёл в бой...
Осень 1943 года. Москва передала: время освобождать Крым. Собрали два десанта. Основной – для высадки. Отвлекающий – «десант смертников». Майор Сергей Борзенко вызвался пойти со вторыми. Накануне отправки ответственный редактор «Знамени Родины», Владимир Верховский, сказал: «Я резервирую для вас место на первой полосе и жду от вас пятьдесят строк о высадке». Пятьдесят строк в обмен на жизнь.
Сергей Борзенко выпил два пакетика пирамидона, чтобы справиться с болью в горле. Была температура или нет – ему в этот момент было не до этого. Он собрал вещи. Получил патроны к автомату и непромокаемую плащ-палатку. Сергей написал домой друзьям и близким – попрощался с ними. Сергей знал, что не вернётся. Каждый знал, что не вернётся. Каждый написал домой. Каждый понимал, что это билет в один конец.
Ночью, 1 ноября 1943 года, мотобот 318-ой стрелковой дивизии, вместе с которой и отправился Сергей Борзенко, подошёл к берегу рыбачьего поселка Эльтиген. Кромешная тьма. Свист ветра. Монотонный шум двигателей. Ледяные волны хлестали солдат. Каждый насквозь промок.
Грохот. Мотобот загорелся. Снаряд попал в них ещё на подходе к берегу. Пулемётные очереди начали забирать жизни солдат. «Даже убитые продолжали стоять, обращаясь лицом к врагу», – написал впоследствии Сергей Борзенко.
Горящий мотобот всё же добрался до берега. Сергей спрыгнул в ледяную воду и поскользнулся на гальке залитой кровью убитых бойцов из его батальона. Берег весь в огне от разрывающихся снарядов. «Огненная земля».
– За Родину, за Сталина, вперёд! – крикнул капитан Николай Рыбаков и ринулся на врага.
Завязался тяжёлый бой. Солдаты забрасывали передний край гранатами. Прорывали ограждения.
Сергей убил двух немцев. Пробрался в землянку. Свет керасиновой лампы. Гимнастёрка. Сложенные листы. Но нет... Бумага намокла - карандаш не будет на ней писать. Сергей Борзенко нашёл немецкую книгу о сдаче белья в стирку, вырвал несколько страниц и в считанные минуты набросал на ней драгоценные пятьдесят строк. Наши войска ворвались в Крым!
Сергей Борзенко выбежал из землянки и со всех сил устремился к берегу. Только бы успеть. Успеть передать. Успеть отправить. На берегу его встретил вестовой Иван Сидоренко. Сергей передал ему пятьдесят строк в противоипритной накидке. Вестовой отбыл на последнем уцелевшем мотоботе в Тамань. Успел...
Через несколько часов «Знамя Родины», опередив доклады командиров, прогремит на весь Советский союз со словами: «Наши войска ворвались в Крым!». А пока бой продолжался. Сергей Борзенко вернулся на позиции. К этому моменту почти все офицеры погибли. Солдаты увидели майорские погоны Сергея.
– Командуй! – закричали они.
– Я – журналист! – крикнул Сергей в ответ.
– Ты – майор! Командуй!
И Сергей Борзенко взял командование на себя. Они преодолели минные поля, проволочные заграждения. Отразили 19 танковых атак гранатами. Бойцы под командованием Сергея Борзенко «зацепились» за берег.
В это самое время шторм не позволил высадиться основному десанту. Они вернулись обратно. А о судьбе «десанта смертников» ничего не было известно – связи не было. Все уже думали, что их нет в живых, но вышла корреспонденция Сергея Борзенко. Они живы. Они высадились. Они на берегу. Тогда-то и высадился основной десант, расширив плацдарм.
Пятьдесят строк, спасшие не только Сергея, который проведёт ещё семнадцать дней в Крыму бок о бок с солдатами, как командир и как журналист. Пятьдесят строк, спасшие десант, который похоронили ещё до отправки. Пятьдесят строк, освободившие Крым. Пятьдесят строк Сергея Борзенко.
Через 17 дней, вернувшись в Тамань, Сергей узнал, что он теперь – Герой Советского Союза. Первый и единственный журналист в годы войны, получивший это звание. В наградном листе написали: «Вместе с офицерами и солдатами С. Борзенко отбивал гранатами танки противника, которым удавалось прорваться к командному пункту. Были дни, когда бойцам приходилось отражать контратаки противника по 17-19 раз в день. И всегда рядом с бойцами находился писатель С. Борзенко».
Рядом с бойцами Борзенко дошёл и до Берлина...
В пылающую немецкую столицу Сергей Борзенко въехал одним из первых среди журналистов, вместе с танкистами под командованием Василия Архипова, дважды Героя Советского союза. Тьму города прорезали надписи на машинах «Моя заправка – до Берлина».
Над городом стояли облака чёрного дыма. Бой шёл «на трёх этажах». Стрельба в небе. Стрельба на земле. Стрельба в тоннелях метро. День похожий на ночь. Бой шёл «во тьме, чтобы окончиться светом».
Вспышка... Свет ослепляет Сергея Борзенко... Победа! Сергей сидит в кресле вместе с товарищами. Рядом и Борис Полевой. Сергей одним из первых сообщает о победе. Победа! За спиной у них Рейхстаг, на котором гордо реет красный флаг. Победа!
Сергей прошёл войну в первых рядах. В первых рядах дошёл до Берлина. И так будет всегда... Сергей будет в первых рядах на корейской войне. Будет там, рядом с солдатами. Сергей будет в первых рядах пограничного конфликта на острове Даманский. Сергей будет писать о первых космонавтах. Вместе с Денисовым напишут книгу о Гагарине. И всегда Сергей, как и первый человек в космосе, будет оставаться простым парнем с чудесной улыбкой. Никогда не будет хвастаться наградами. Всегда будет скромным мастером своего дела...
А пока Сергей сидит рядом с товарищами на фоне поверженного Рейхстага. Сидит и улыбается, смотря в камеру, с долгожданными словами: «Победа»...
Мальчик зашёл к отцу в кабинет. Сел рядом с ним. Отец заканчивал работу.
– Сколько фашистов ты убил? – спросил мальчик, смотря на отца.
Отец, не любивший говорить о войне, никогда не отвечал прямо:
– Кто скажет, какая пуля настигла врага, а какая пролетела мимо?
Сергей закончил работу. Взяв под руку сына, полковник в запасе выключил свет и они вышли из кабинета. Сергей закрыл дверь на ключ и положил его себе в карман, зная, что ещё сюда вернётся. Вернётся и не раз...


