
За последние три года количество трудоустроенных выпускников Сочинского института РУДН увеличилось в два раза
25.02.2025
О героической Сталинградской битве рассказали студенты в рамках патриотического конкурса «Подвиг ради будущего»
27.02.2025В год 80-летия Победы в Великой Отечественной войне студенты второго курса направления «Журналистика» Сочинского института РУДН совместно с Сочинским отделением Союза журналистов Российской Федерации работают над проектом «Репортёры фронта». Студенты собирают документальный материал – архивные данные, воспоминания родных и коллег, тексты самих фронтовых репортеров о войне, фотографии – и пишут очерки, воскрешая в памяти молодого поколения память о героях Великой Отечественной войны.
Очередной очерк о сочинском журналисте – участнике Великой Отечественный войны – подготовила студентка Поликсения Чирияди. Героем ее публикации стал сочинец, сотрудник газеты «Черноморская здравница» Евгений Грибулин.
Представляем очерк «С пулей между легким и сердцем».
С пулей между легким и сердцем
Когда началась Великая Отечественная война, будущему лейтенанту Евгению Грибулину было всего семнадцать лет. Войну Евгений встретил в Смоленске. Здесь он провел всю свою молодость, здесь он полюбил писать. Там же остались его тексты про культуру, остались фотографии.
Нам удалось собрать по крупицам факты из жизни сочинского журналиста Евгения Грибулина.
Как солдата Великой Отечественной войны судьба занесла его от Подмосковья до границ Беларуси. Он воевал под Сталинградом и в 1943 был контужен.
Тысяча девятьсот сорок четвертый год. Будучи командиром войскового подразделения, Евгений Алексеевич сумел уничтожить несколько огневых точек противника и разбить наблюдательные центры врага. В официальных бумагах сохранилась короткая запись: «Был тяжело ранен в грудь». Пуля попала куда-то между легким и сердцем юного солдата и навсегда застряла там.
Поискав в архивах информацию о Евгении Грибулине, удается найти упоминания о военных достижениях, ранениях и инвалидности. На маленьких, рваных бланках слишком мало места для того, чтобы описать его сильный дух, его любовь к культуре и жизни.
К счастью, Евгения Грибулина помнят его близкие и коллеги. Вот что вспоминает о Грибулине Ирина Тодоренко, главный редактор знаменитой сочинской газеты «Черноморская здравница».
«К сожалению, время было интересное, напряженное, и мы мало что успели узнать о боевых годах наших коллег. Конечно, мы устраивали для них праздничные посиделки 9 мая, приглашали в редакцию на «сто грамм боевых», иногда забегали к праздничному столу, чтобы послушать их воспоминания.
Но Евгений Александрович Грибулин в то время был действующей боевой единицей в редакции, и ему тоже, как и нам, было не до посиделок. Мы были штабом всей редакции и готовили выпуски газеты.
Поэтому расскажу о личных контактах. Когда я, молоденькая выпускница факультета журналистики МГУ, пришла на работу в «Черноморскую здравницу», меня направили учиться мастерству в секретариат. А это было совсем не то, о чем я мечтала. Хотелось писать заметки, ездить на репортажи. А надо было редактировать материалы журналистов, чертить макеты, считать строки, осуществлять связь с типографией. Мне все это казалось скучным.
– Ничего ты не понимаешь, – объяснял мне важность нашей работы Евгений Алексеевич – Тебе доверили самое важное – выпуск газеты. Здесь ты приобретешь бесценный опыт, а потом и ринешься в бой.
Так в военных терминах объяснял он мне нашу задачу. Нас, замов ответсека, было четыре человека. Мы сидели в большой комнате с четырьмя огромными столами, где и лежали макеты номеров, стопки размеченных для типографии статей. У дальней стены на длинном столе – папки с материалами журналистов по специальным темам и отделам.
Эта комната, которую сегодня бы назвали ньюс-рум, действительно была штабом редакции. К нам постоянно заглядывали журналисты, чтобы узнать о судьбе своих материалов, доказать важность и первоочередность их публикации.
Самым добрым и «слабым звеном» был наш Гесеич (так мы, не стесняясь, называли Грибулина). К нему подсаживался очередной «проситель» и Евгений Алексеевич, хитровато улыбаясь, нежным и вкрадчивым голосом пытался убедить, что и другие статьи важны и долго ждут публикации. Но в итоге все-таки сдавался и брал на верстку предложенный ему материал.
Таким был этот герой войны. С удивительным и тоже необыкновенно добрым чувством юмора.
В редакции в ту пору работали две старушки-курьеры. В их обязанности входило носить бумажные оттиски страниц в редакцию из типографии и обратно. Однажды наш дежурный редактор Белов заболел и нужно было отнести газету на подпись ему домой.
Жил Сергей Константинович в 12-этажном доме напротив типографии, и подниматься к нему нужно было на лифте. А работающая в том день курьер боялась лифта как огня.
– Анна Михайловна, вы ведь современная женщина. А значит должны смело овладевать всеми видами транспорта. Я вас уверяю, что лифт – самый надежный и легкоуправляемый из всех!
Так убеждал Гесеич пожилую даму, а мы все заходились в едва сдерживаемом смехе.
Он вообще умел и любил подшучивать над коллегами. Шутил, правда, умно и необидно. Он был старше всех нас в кабинете и поэтому часто делился опытом и давал мудрые советы. Особенно мне, как новичку в редакции.
– Что ты со всеми споришь, неугомонная наша. Смирись, будь мудрее, береги нервы, – улыбаясь во весь рот, изрекал Гесеич, наблюдая мою очередную подростковую перепалку с редактором.
И мне тоже становилось весело.
Про войну он никогда не рассказывал. Может, попал туда совсем молодым, и воспоминания были слишком тяжелыми. Только однажды, со свойственным ему юморком, дал мне совет по поводу моего постоянно больного горла – пришел из магазина и поставил мне на стол бутылку пива. На мой недоуменный взгляд ответил: «Мы на войне только и спасались теплым пивом. Пойдем в столовую, погреем и выпьешь. Сразу станет легче».
То ли шутил, то ли серьезно. Но горлу моему, правда, стало легче.
…Только недавно я узнала, что наш Гесеич носил в себе пулю. Она застряла у него где-то между легким и сердцем. И военные врачи решили ее не трогать, чтобы сохранить бойцу жизнь. Спасибо им, они подарили нам нашего Грибулина...».
Раскрывая тему «писательской конторы», можно сказать, что Евгения Грибулина забрали в «ряды журналистов» прямиком с войны – в те времена сочинской газете категорически не хватало рабочих. Госпитали перевели ближе к югу, а там и вновь свели с чем-то творческим. Заглядывая назад, хочется сказать, что это как возвращение к истокам, но после войны уже ничего не будет тем же, что было раньше.
Раньше не было пули, раньше была культура, которой с нами уже больше нет.
Военная журналистика тех лет оставила неизмеримый след в победе Великой Отечественной войны. Освящение боевых событий, поддержание духа народа и кричащие лозунги: «Победа!» – это то великое искусство, частью которого в итоге стал Евгений Грибулин.
Возможно, это и не то, с чего начинал герой Великой Отечественной войны, но это то, к чему он пришел с гордостью и почетом. Это то, что теперь есть в нашей истории.
Заканчивая этот текст, можно сказать, что слова могут значить все что угодно, но доброй, той сердечной и нежной частью души хочется верить, что они все еще значат хоть что-то. Хочется, чтобы в этом мире были те самые тексты Евгения Грибулина.
Хочется, чтобы помимо его военных заслуг потомки помнили и о том, что главным его достижением было человечное сердце с размеренным биением, несмотря на гадкую пулю врага.
Хотелось бы, чтобы даже сквозь года произносилось на выдохе: «Никто не забыт! Ничто не забыто!»



